СПРАВКА
О ПОДГОРОДНОЙ СПАСО-ГЕРОНТЬЕВСКОЙ МУЖСКОЙ ПУСТЫНИ Г. ЧЕБОКСАРЫ
Спасо-Геронтьевская пустынь располагалась в версте выше г. Чебоксары на террасе в середине южного склона высокого правого берега Волги. Документы одинаково описывают обстоятельства основания пустыни, но расходятся в определении его даты: 1653 г., 1656/57 г., 1671/1672 г. Самой известной является первая, имеющая источником рукопись неизвестного автора под названием «Краткое историческое описание Чебоксарской Спасо-Геронтиевской пустыни». Рукопись была обнаружена священником, чувашским переводчиком П.И. Талиевым в одной из книг, купленных им в Казани в 1821 г. Её сведения были использованы в путеводителе о приволжских селениях Казанской губернии, изданном в 1892 г. и закрепились в литературе. Возможно, автором рукописи был строитель Спасо-Геронтиевской пустыни иеромонах Иннокентий (после перевода из Чебоксар, в конце 1820-х гг. был строителем Сызранского Вознесенского монастыря), собравший три объемистые тетради выписок из старинных грамот и составивший краткое историческое описание пустыни (до 1813 г.) по документам её архива. В рукописи рассказывается, что пустынь была основана в 1653 г. после пережитого Чебоксарами «морового поветрия» (чума). Желая исполнить обещание о постройке пустыни в благодарность за избавление от эпидемии чумы, горожане пригласили старца Царевококшайской Мироносицкой пустыни Геронтия и убедили его испросить у казанского митрополита Лаврентия благословенную грамоту на её основание. Храмозданная грамота сохранилась, но с утратами, без даты составления. В ней сказано, что старец пустыни Жен-Мироносиц г. Кокшайска Геронтище просил разрешения устроить «по обещанию ево» деревянную церковь во имя Преображения Господня с приделом Богородицы в пустыни в двух верстах выше Чебоксар, а имеющуюся часовню разобрать, на что получил благословение Лаврентия. В сведениях о монастырях Казанской епархии, поданных казанским митрополитом Вениамином в Синод в 1782 г. эти события датированы 1656/57 г. В офицерской описи Преображенской Геронтиевой пустыни, составленной в 1764 г. подпоручиком Смоленского пехотного полка Григорием Яковлевым сказано, что пустынь построена в 1671/72 г. по повелению царя Алексея Михайловича по прошению чебоксарского купечества.
Первые две даты не выдерживают исторической проверки: бубонная чума свирепствовала в Казанском крае в 1656 г., а архиепископ Тверской Лаврентий назначен на казанскую кафедру с возведением в сан митрополита 26 июля 1657 г. (в Казань прибыл 3 января 1658 г.), скончался 11 ноября 1672 г. В грамоте чебоксарского воеводы М.И. Сумбулова об отдаче строителю Преображенской пустыни Геронтию (управлял ею в 1671–1674 гг.) с братией в оброчное держание сенных покосов на гриве Голодяихе по р. Травенке (позже пустынь основала там д. Голодяиха, ныне пос. Сосновка) от 31 мая 1674 г. говорится, что пустынь взяла эти угодья на оброк на 10 лет с 1 августа 1665 г. Это значит, что она возникла между 1658 и 1665 гг. Вначале была построена часовня, которую затем заменила деревянная церковь.
В год основания пустыни на средства горожан была построена деревянная церковь во имя Преображения Господня, давшая ей название (с 1690-х гг. именовалась Спасо-Преображенской (по народному названию церковного праздника вторым Спасом), в первой половине XVIII в. к двум первым присоединилось имя Геронтьевская (Геронтиева) – в память основателя и первого настоятеля монастыря. В 1694 г. вместо обветшавшей деревянной построена каменная церковь того же названия. В 1705/06 г. по повелению царей Ивана и Петра Алексеевичей к ней был пристроен придел в честь св. Алексея человека Божия – небесного покровителя царевича Алексея Петровича. В 1739 г. впервые упоминается вторая деревянная церковь «на святых вратах» во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской. По офицерской описи 1764 г. она была каменной, с каменной же колокольней над ней. Церковь была построена чебоксарским купцом Федором Кочелиным, но не имела иконостаса и церковной утвари из-за смерти храмоздателя.
В конце XVIII в. из-за слабости грунта Преображенский храм более чем на аршин (71 см) ушел в землю, в стенах образовались большие трещины, поэтому был упразднен и обращен в братский келейный корпус для настоятеля и братии. В 1817 г. корпус обгорел при пожаре, в 1828 г. отремонтирован, в 1840 г. – разобран, в 1842 г. кирпич использован при строительстве хозяйственного здания в головном Троицком монастыре Чебоксар. Вместо упраздненной была построена каменная двухэтажная церковь: в нижнем этаже с престолом в честь Преображения Господня, в верхнем – Тихвинской Божией Матери. Над церковью располагалась маленькая колокольня, покрытая железной крышей. Нижний этаж храма состоял из двух помещений со сводами: в одной помещалась церковь, в другой – кельи для монахов. В холодной Тихвинской церкви находилась особо чтимая икона святой мученицы Фотимии Самарянки. Офицерская опись не подтверждает сведения о том, что церковь была построена в 1756 г. на средства богатого чебоксарского купца-промышленника М.Ф. Котельникова (ок. 1716 – до 1761).
На территории пустыни, огороженной деревянным забором, располагалось кладбище, сад и огород. Из построек имелись: каменный погреб, деревянные настоятельские и братские кельи, хлебня с сенями, 3 амбара, за монастырем – конюшенный двор. Пустынь занимала площадь в 4 дес. 1110 кв. сажени, которая была отмежевана уездным землемером и закреплена за ней по указу Сената от 30 июня 1832 г. Пустыни принадлежали каменная часовня Животворящего Креста Господня с пристроенной кельей на городском базаре и постоялый двор в 13 верстах от Чебоксар.
Достопримечательностью пустыни был мощный ключ с построенной над ним деревянной часовней, находившийся в 65 м ниже неё по Волге. В храмовый праздник (6 августа по старому стилю) из Введенского собора в пустынь совершался крестный ход; освящение воды проходило перед литургией. Вода ручья была мягкой и приятной на вкус, отчего в народе её называли живой. В 100 м позади пустыни рос огромный старый вяз, которому в старину чуваши приносили жертвы. Они называли его «малой киреметью», вероятно, в отличие от двух больших, на местах которых были построены Введенский собор и Владимирская пустынь.
В первые годы пустынь не имела земель, монахи питались подаянием от «грацких жителей» и проплывающих по Волге, для чего ездили на струги «с молебнами и святой водой». Но уже в 1670-е гг. монастырю принадлежали: д. Голодяиха (ныне пос. Сосновка), 124 крестьянина муж. пола, 384 дес. пашни, 330 дес. сенокоса, рыбные ловли на Волге. В 1680-е гг. монастырю были пожалованы рыбные ловли по р. Цивилю, а в 1693 г. – большой участок выморочной земли близ чувашской д. Сорма Маряево Тинсарино тож Чебоксарского уезда (375,5 дес. пашни, 300 дес. сенокоса, 20 десятин пашенного и 15 квадратных верст черного леса), где монастырь основал с. Русская Сорма. К концу XVII в. у пустыни были 4 мельницы: в Чебоксарах, близ д. Голодяиха, д. Чирчикасы и с. Русская Сорма.
При монастыре, в 190 м от неё, возникла Подгородная (Геронтьевская) слобода, где поселились её крепостные крестьяне. Не имея земли, они брали у монастыря на оброк рыбные ловли, что служило им основным заработком. В 1940 г. Геронтьевская слобода вошла в черту Чебоксар.
При Петре I и его преемниках проводилась политика экономического давления на монастыри, при этом маловотчиннные и малолюдные монастыри присоединялись к более крупным. В 1723 г. в Геронтиевскую пустынь были переведены 15 монахов из Цивильского Вознесенского монастыря, а в 1724 г. она сама приписана к Козьмодемьянскому Спасскому Юнгинскому монастырю, куда перевели её братию. С 1730 г. пустынь вновь упоминается в документах.
По «древнему установлению» монастырем управляли строители, затем игумены, после получения статуса заштатной – вновь строители. Определением Монастырского приказа в пустыни полагалось иметь 11 монахов вместе с игуменом и 14 монастырских служителей, которые посылались на работу крестьянами его деревень. В 1741 г. в пустыни проживали: игумен, казначей и 3 монаха (священник, пономарь, просвиряк) и 13 служителей (в т.ч. 4 на мельницах), в 1764 г. – игумен, 2 иеромонаха, 1 иеродиакон, 2 бельцов (дьячок, пономарь) и 7 служителей (хлебник, сторож, конюх, кузнец, каменщик, портной, истопленник церквей и келий). По указному предписанию положено иметь строителя, 3 иеромонахов, 1 иеродиакона, 2 монахов, но в начале 1830-х гг. было только три человека. Со времен Петра I в монастыре находились на пропитании отставные солдаты, присылаемые при указах Казанской духовной консистории, получавшие денежное и хлебное жалованье.
Монастырь получал денежные и хлебные неокладные доходы от сдачи в оброчное держание пашни и сенокосов, рыбных ловель, постоялого двора, сборных часовенных денег и продажи свечей, а также от продажи сена, доходов (помольный сбор) от мельниц, продажной (платной) бани, аренды хлебных амбаров, продажи кож падшего скота – всего 153 руб. 85 коп. С жалованной пашни собиралось 140 четвертей ржи и овса. «За умалением при оной пустыни вотчин» все доходы оставались в монастыре, в Монастырский приказ, а затем коллегию Экономии ничего не платилось.
В середине XVIII в. монастырю принадлежало: 400,5 десятин пашни, 340 – сенокосов, 2020 – пашенного и непашенного леса, 255 крестьян муж. пола в деревнях Подгородная слобода, Голодяиха, с. Русская Сорма и четыре мельницы. До 1762 г. крепостные крестьяне пахали пашню для пустыни, косили сено на ее заволжских лугах, затем земли были отданы крестьянам, а сами они переведены на оброк в размере 1 руб. с души.
По секуляризационной реформе 1764 г. пустынь предполагалось упразднить, но помещики и горожане Чебоксар подали прошение казанскому архиерею, в котором обязались доставлять на пропитание монахов по 100 руб. и 50 четвертей хлеба в год. В результате пустынь была оставлена на собственном содержании, но лишилась пашни и сенокосов, отошедших к её бывшим крепостным крестьянам, мельницы и рыбные ловли Чебоксарской воеводской канцелярией сданы в оброчное держание частным лицам. В 1766 г. Геронтьевской пустыне, как заштатной, были возвращены три мельницы, рыбные ловли и доходы, полученные с них за два года. Находясь за штатом, монастырь быстро захирел. Оброчная плата от мельниц и рыбных ловель была невелика, подаяний от граждан не поступало, поэтому монахи «претерпевали нужду» в содержании, а церковные и монастырские строения разрушались. Для поддержания материального положения пустыни по ходатайству её строителя Севастиана, с 1777 по 1789 гг. к ней была приписана упраздненная в 1764 г. Чебоксарская Владимирская подгородная пустынь.
В 1797 г. при Павле I Геронтьевской пустыни назначена казенная милостинная дача в размере 300 руб. в год. По высочайшему указу от 18 декабря 1798 г., в совместное владение Геронтьевской, Царевокошайской Мироносицкой пустыням и Чебоксарскому Троицкому монастырю пожалованы рыбные ловли в небольших озерах по обоим берегам Волги в Козьмодемьянском уезде. В 1810 и 1817 гг. по решениям Сената пустыне передана казенная мельница на р. Чебоксарке, которая после упразднения обители перешла в ведение Палаты госимуществ. В 1830-х гг. во владении пустыни имелись сенные покосы на левом берегу Волги, мельницы в Чебоксарах и при д. Старой Туруновой Козьмодемьянского уезда, рыбные ловли, две лавки при каменной часовни близ торговой площади Чебоксар.
В 1831 г. Спасо-Геронтиевская пустынь была приписана к Троицкому монастырю для улучшения его материального положения. В 1838 г. указом Синода пустынь, в которой не имелось нужды из-за достаточного количества в Казанской епархии других монастырей, была упразднена и «причислена» к Троицкому монастырю; её угодья обменены на другие для новоучрежденного Благовещенского женского монастыря г. Уфы. На момент упразднения из построек в ней имелись: двухэтажная каменная Преображенская церковь, деревянные: настоятельская келья, амбар и старый забор, многие звенья которого были «к падению наклонны», а также ветхая часовня на берегу Волги и каменная часовня близ торговой площади Чебоксар, к которой были пристроены две деревянные лавки. Последним настоятелем пустыни был строитель, иеромонах Парфений.
Наследник имущества пустыни, Троицкий монастырь сдавал в аренду Голодяевские луга, торговые лавки на Базарной площади, Геронтьевскую пристань под склад дров, взимал плату за похороны на монастырском кладбище и др. В 1874–1875 гг. нижний Спасо-Преображенский храм, много лет простоявший закрытым, был возобновлен на пожертвование купеческой дочери Е.С. Щербаковой и церковные доходы монастыря (престол освящен 20 марта 1875 г.). Для служения литургии в церковь приходили монахи Троицкого монастыря. В другое время в пустыни оставался монастырский послушник, живший при церкви и охранявший её имущество. В 1890 г. близ Геронтьевской слободы чебоксарский купец П.Е. Ефремов основал лесопильный завод, что открыло новую страницу в истории церкви, которая к тому времени вновь закрылась. П.Е. Ефремов дал денег на её ремонт (церковь была расписана в 1900 г.) и оплачивал богослужения, которые по праздникам и воскресным дням совершали троицкие монахи для рабочих его завода.
С пустынью связано старинное народное гулянье на заговенье перед Петровым постом, которое этнограф А.А. Фукс назвала «самым блестящим» из тех, что проходили в четырех пригородных деревнях Чебоксар. В Геронтьевскую слободу приходили горожане, которые, «испивши из родника холодной ключевой воды и походя между могил по ограде», возвращались на берег Волги послушать песни и посмотреть на хороводы, пляски и весенние игры крестьян.
Геронтьевская пустынь ненадолго пережила приход к власти большевиков. В 1920 г. по декрету об отделении церкви от государства было зарегистрировано Геронтьевское православное религиозное общество. В 1922 г. оно было закрыто, с 1923 г. в Преображенской церкви богослужения не совершались. Исполком Советов Чувашской АССР предполагал её закрыть и использовать для культурно-просветительской работы среди рабочих и служащих лесопильного завода имени 25 октября (бывший ефремовский). Спасо-Геронтьевская пустынь закрыта по постановлению Президиума ЦИК Чувашской АССР от 25 мая 1925 г. В 1926 г. церковь была сломана, кирпич использован на благоустройство города. Деревянная часовня над родником существовала еще в 1940-е гг.
5 сентября 2017 г.
Ведущий научный сотрудник ЧГИГН Гусаров Ю.В.